Кузьма и Демьян. Кузьминки
День святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана. Их считают покровителями кузнецов, ремесленников, семейного очага и продолжения рода; им молятся как врачевателям-«бессребреникам», помогавшим в недуге людям и животным и не бравшим плату за свой труд.
Воспринимались Кузьма и Демьян и как покровители скота. Пастухи обращались к ним с просьбой охранить скот: «Кузьма и Дамиян человеком и скотом благодействовали и целили о Христе. Богу вся надобно: и скотинка, и птичка во славу его, пречистаго владыки, его же и человека ради». Прикармливали и следящего за домашним скотом дворового («лихого»). Если такой заводился на дворе, садились на нелюбимую «лихим» лошадь и ездили на ней по двору, при этом размахивали помелом и кричали: «Батюшка дворовой! Не разори двор и не погуби животину». Другое же помело обмакивали в деготь с намерением отметить на лысине дворового метину-зазубрину, с которой тот сбегает со двора.
С этим днем связана традиция начинать обучение детей грамоте, отчего, по-видимому, и произошел обычай молиться святым угодникам «о прозрении разума к учению грамоте».
Веселье на Кузьминках продолжалось несколько дней. В это время хозяйкой дома становилась девушка-невеста, она готовила обрядовую еду для всей семьи, и сама всех угощала. Утром на голодный желудок съедали круто сваренное яйцо – от бесплодия (яйцо это символ плодородия); обязательной была и куриная лапша: «На Кузьмодемьяне курицу на стол».