После Вербного воскресенья у православных верующих начнется Страстная неделя. Она предшествует главному христианскому торжеству — Пасхе. Светлое Христово Воскресение — одна из ключевых и самых устойчивых тем отечественной классики. Чтобы глубже прочувствовать красоту праздника, можно подготовиться к нему, почитав произведения наших писателей.
  Антон Чехов написал рассказ о бестолковой обывательской жизни в Прощеное воскресение «Накануне поста», в рассказе «На Страстной неделе» говорится о чуде детской исповеди, о том, как пробуждается живое и трогательное христианское чувство в душе ребенка. В рассказе «Студент» вспоминают о событиях Страстной седмицы, в «Архиерее» Чехов напомнил читателю о Христе, о смысле истории и смысле жизни человека. В этих чеховских рассказах выражены общие для пасхального рассказа умиление и упование на народную веру и русское Православие.
    Иван Шмелев, «Лето Господне». Глава «Пасха», входящая в состав части «Праздники», описывает в том числе традиционный православный уклад русской семьи: показаны церковные службы и молитвы, семейный быт (праздничные и постные блюда, обычаи). Роман написан особым языком — это органичный сплав высокого стиля и живых народных слов.
   Леонид Андреев «Баргамот и Гараська» Люди становятся ближе друг к другу именно на Пасху. И в пасхальном рассказе показана история взаимоотношения двух людей — городового Ивана Акиндиновича Баргамотова по прозвищу Баргамот и Гараськи, персонажа, близкого к типу «юродивых». Действие происходит накануне светлого праздника — Христова Воскресения. Благостное настроение посещает не всех героев: невоцерковленный Баргамот злится из-за ночного дежурства, а богобоязненный Гараська злоупотребляет спиртным. Столкновение двух противоположных характеров приводит к ссоре и примирению в день Пасхи: христосование стирает границы социальные, материальные, оставляя человека наедине с Богом и помогая открыть свое сердце ближнему своему.
      Семейная хроника Сергея Аксакова «Детские годы Багрова-внука»
Пасха у Сергея «природная», натуральная, естественная, она понимается и принимается им как нечто народное через живое слово народа. Изображение предпасхальных хлопот традиционное: уборка дома, покраска яиц, приготовление куличей. И, пожалуй, самым светлым воспоминанием стало для маленького Сережи ночное чтение молитвы с матерью перед свечой:
      Алексей Николаевич Толстой «Детство Никиты»
В доме Никиты много шума и суеты: все готовятся к празднику, моют дом, готовят куличи, мама с прислугой занята хозяйством, но у героя, мальчика Никиты, Пасха пока не связана с истинным представлением о пасхальном чуде. Нет описания церковной службы, молитвы, благоговения перед светлостью этого дня. Но после заутрени и разговления к Никите приходит воспоминание о белых церковных стенах, о сусальных ризах и множестве свечей. Атмосфера праздника позже действует на мальчика: среди оравы детей, носящейся вместе с ним по дому, он не может остаться наедине с собой. И лишь ночью, перед сном, он чувствует, как что-то благостное нисходит на него: «Всё, что было сделано за год плохого, – всё простилось в эту ночь».
   Пасха нашла отражение и в творчестве таких поэтов, как Аполлон Майков «Христос Воскрес!», Сергей Есенин «Пасхальный благовест», Константин Бальмонт «Вербы», Игорь Северянин «Пасха в Петербурге». Вот такие они разные – пасхальные мотивы у наших классиков – светлые, грустные, поучительные и заставляющие задуматься о жизни.



Добавить комментарий


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.